ВЫСТАВКА «Русская графика 1920-х – 1930-х годов из собрания Тверской областной картинной галереи»

28 марта — 1 июля 2018 года

В собрании галереи хранится обширная коллекция графики, включающая произведения разных стран и эпох. Наиболее значимая и полная ее часть – это работы русских художников XX столетия. Для выставки отобрано более двадцати произведений 1920-х – 1930-х годов – «золотого» периода в истории советской графики, времени поисков новых форм, сосуществования различных направлений.
В экспозиции можно видеть ранние работы известной московской художницы Антонины Фёдоровны Софроновой (1892-1966), относящиеся к тверскому периоду её творчества и отражающие поиски в кубофутуристической стилистике.
Здесь представлено и несколько графических листов Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973) - художника, прошедшего школу Матюшина и Малевича, но создавшего свой собственный индивидуальный стиль, опиравшийся на традиции лубочного искусства. Его поиски отражены в экспонируемых работах.
Одним из самых значительных явлений в искусстве своего времени стало Общество «Круг художников» (1926-1932). Ядро будущего общества составили выпускники ленинградских художественных учебных заведений (в основном, Вхутеина) - молодые художники, испытавшие влияние «левых», прошедшие школу авангарда, и пришедшие к идее «нового реализма». В их декларациях провозглашалось стремление к созданию «стиля эпохи», способного отобразить наиболее существенные явления современной действительности. Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) и Алексей Федорович Пахомов (1900-1973) были одними из самых ярких представителей объединения, а их произведения – своего рода его «лицом». На выставке экспонируются такие характерные «круговские» работы, как «Ткачиха» и лист из серии «Ладога» Самохвалова, «Прядильный цех» и эскиз плаката "Детям о революции" Пахомова.
Печатная графика представлена произведениями крупнейших ксилографов «московской школы». Это - динамичные, экспрессивные жанровые композиции Николая Николаевича Купреянова (1894-1933) и сдержанные, отмеченные философской сосредоточенностью персонажей, портреты работы Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964).